16
декабря
2025
год
Как генетики Сургута меняют жизнь пришлого и коренного населения Югры к лучшему
Исследователь Анна Морозкина отмечает: «Поддержание биоразнообразия – важная задача всех ученых».

Анализы ДНК и хромосом открывают перед учеными новые горизонты для развития медицины и улучшения качества жизни. Чаще всего такие методы исследования они применяют для борьбы с наиболее распространенными заболеваниями, в частности с сахарным диабетом, который уже стал настоящей «чумой» XXI века. Научные деятели из Сургута, например, стремятся понять, как генетические различия между коренным и пришлым населением Югры влияют на развитие данного недуга и его течение. О последних достижениях и дальнейших перспективах – в интервью научного сотрудника НОЦ Медицинского института СурГУ Анны Морозкиной.
– Ежегодно число пациентов с диагнозом «сахарный диабет первого типа» растет. В начале 2024 года в России их было около 290 тысяч. На данный же момент их количество превысило 306 тысяч. При чем примерно 254 тысяч заболевших – взрослые и около пятидесяти тысяч – дети.
За прошедшие полтора года динамика в Югре также стала менее благоприятной. Раньше наши региональные показатели были чуть ниже, чем в целом по стране. Если в общем в России насчитывалось 194 заболевших на 100 тысяч человек, то в нашем округе их было лишь 186. Теперь данные практически сравнялись. Очевидно, что проблема требует дополнительного глубокого научного изучения.

К тому же одной из важнейших задач всех ученых остается сохранение биоразнообразия на планете. Говоря о человеке, мы имеем в виду сохранение коренных малочисленных народов в разных субъектах РФ. Нам необходимо лучше понимать, как их генетические особенности влияют на заболеваемость различными болезнями и дальнейший ход лечения.
Жизнь под микроскопом
Каковы были основные этапы вашего исследования?
– Работу над проектом можно условно разделить на три части: сбор биоматериала, его генетический анализ и обработка полученных данных. Забор крови мы осуществляли сразу на двух площадках. Совместно с БУ «Сургутская окружная клиническая больница» отбирали материал у взрослых представителей пришлого населения Югры. Параллельно организовывали экспедиции в деревню Русскинскую. Там, на базе филиала БУ «Федоровская городская больница», мы работали с народом ханты. Забор крови у коренных жителей был возможен лишь в строго определенные дни – во время их традиционных праздников, когда они посещали амбулаторию. Мы использовали эти короткие временные окна максимально эффективно: прямо на месте разделяли кровь на фракции, отдельно выделяли плазму и сразу же проводили первичное замораживание при температуре -20°C.
Затем был не менее важный этап – транспортировка. Все образцы мы перевозили в нашу лабораторию в термоконтейнерах, соблюдая температурный режим. После прибытия биоматериал размещали на длительное хранение в биобанк, поскольку экспедиционных выездов было несколько – в сентябре и марте.
Лишь когда мы собрали достаточную репрезентативную выборку: шестьдесят представителей ханты и 45 человек из числа пациентов с сахарным диабетом среди пришлого населения, приступили к ключевой стадии исследования. Мы извлекали образцы их крови из криохранилища, выделяли ДНК и проводили генотипирование на нашем оборудовании с использованием метода ПЦР в реальном времени.
К каким выводам вы пришли по результатам генетических анализов?
– Изначально мы полагали, что коренные малочисленные народы Севера практически не болеют с сахарным диабетом первого типа, и во многом это связано с особенностями их образа жизни и традиционного питания. Их рацион более низкоуглеводный, тогда как у пришлого населения картина иная. Научные публикации подтверждают такие наблюдения. Например, у ненцев за последние полвека не зарегистрировано ни одного случая данного заболевания. Югорские эндокринологи также отмечали, что подобная ситуация сложилась в округе и среди народов ханты и манси.
Отсюда и возникла наша гипотеза о наличии у представителей КМНС защитных генов, которые помогают им избегать болезни. И она полностью подтвердилась: более того, мы обнаружили даже больше таких «полезных» участков ДНК, чем ожидали.

От наблюдений к открытиям
Есть ли у вашего исследования перспективы для дальнейшего развития?
– В будущем нам бы хотелось расширить масштаб данного проекта и пополнить базы данных, в том числе генетические, которые мы уже начали формировать. Потенциал для этого есть: у нас сильная команда, где рядом с опытными кандидатами наук работают молодые специалисты, недавно окончившие магистратуру. Две наши сотрудницы планируют поступление в аспирантуру, и не исключено, что кто-то из них выберет именно данное направление для своей диссертации.
Конечно, для популяционной генетики объем выборки нашего исследования не столь велик, но мы уверены, что его дальнейшее развитие позволит получить еще более значимые научные результаты.
Какие еще проекты вы реализуете?
– Мы продолжаем активно изучать феномен долгожителей нашего региона. Данные исследования имеют важную цель – продление жизни населения Югры и создание условий для более ранней диагностики социально значимых заболеваний. Совместно с коллегами из медицинских учреждений Сургута мы оцениваем уровень оксидативного стресса у людей старшего поколения. Хорошо известно, что с годами он повышается, а это, в свою очередь, ускоряет процессы старения и приводит к гибели клеток, поэтому понимание динамики таких показателей крайне важно.
Параллельно мы исследуем, какие преимущества может дать антиоксидантная терапия, и оцениваем эффекты экстрактов северных ягод, богатых полифенолами (веществами, которые замедляют или предотвращают окислительные процессы в организме, – прим. автора). Нас интересует, насколько эффективно природные соединения замедляют возрастные изменения.
И, конечно, мы ищем те самые гены, которые помогают долгожителям сохранять активность и здоровье значительно дольше среднего. Раскрытие этих механизмов может открыть новые возможности для профилактики и повышения качества жизни людей в старшем возрасте.
Автор текста: Маргарита Прут
Автор фото: Ирина Швец
Источник: Сургутская трибуна












