Мы – потомки героев!
Размер шрифта
Цветовая схема
Интервал между буквами
Шрифт
Изображения
Личный кабинет поступающего

6
мая
2020 год
Мы – потомки героев!

Студентам

О своем отце Фёдоре Фёдоровиче Иванове – ветеране Великой Отечественной войны – рассказал профессор кафедры автоматизированных систем обработки информации и управления Политехнического института Сургутского госуниверситета Фёдор Иванов. Он родился 4 года спустя после той Великой войны – 14 декабря 1949 года.

Краткая биография


Иванов Фёдор Фёдорович родился в крестьянской семье 21 ноября 1908 года в деревне Береговка Андреевского района Смоленской области. Благодаря своему трудолюбию, он прошел путь от простого рабочего до бригадира районного промкомбината. Вместе с супругой Казаковой Анастасией Акимовной они создали крепкую и большую семью. У них было три сына и две дочери. А после войны родилось еще трое детей.


Первым трагическим испытанием семьи Ивановых стала смерть младшей дочери Ирины (1938 года рождения). Это случилось незадолго до начала войны. А родившаяся в начале 1941 года дочь Ольга умерла в оккупации, без отца. Иванова Анастасия Акимовна была награждена Медалью материнства I степени. Это награда высшей степени, ее вручают матерям, родившим и воспитавшим шестерых и более детей.


Фёдор Фёдорович героически прошел всю войну, а погиб в мирное время на производстве от удара электрическим током. Это произошло 7 апреля 1972 года.


Испытание войной


В начале третьей недели той страшной войны, 7 июля 1941 года, в возрасте 33 лет Фёдор Фёдорович был призван на фронт. В саперных войсках 20-й армии Западного фронта он служил до конца войны.


«К сожалению, у нас нет свидетельств, переписки с фронта, поэтому невозможно точно проследить судьбу солдата-сержанта Иванова Фёдора Фёдоровича вплоть до ноября 1942 года. А потому начнем с официальных документов о награждении его боевой наградой, медалью «За боевые заслуги», которой он был отмечен в самый первый день начала печально известной Ржевско-Сычёвской операции «Марс» (25.11. – 20.12.1942 г.) Западного фронта (командующий генерал-полковник И.С. Конев). Эта операция является второй попыткой отодвинуть немцев от Москвы, окружить 9-ю армию Моделя, ликвидировать Ржевский выступ. Отцу уже 34 года. Он командир саперного отделения в 141-м саперном батальоне 33-й отдельной саперной бригады в 20-й армии. Награждён за умелые и своевременные действия подразделения в бою, который начался в 9:20 утра 25 ноября, где и был легко ранен у села Жеребцово, что недалеко от старинного села Хлепень, но поле боя не покинул», – с особой грустью и в то же время с гордостью продолжает рассказ об отце ученый Сургутского госуниверситета.


Описание подвига к награде из первоисточника архива Министерства обороны: «За время работы 211 в Запасном стрелковом полку старший сержант Иванов показал себя дисциплинированным, политически грамотным, выдержанным исполнительным командиром. Работая сапёрным инструктором при полку, проводит занятия по сапёрной подготовке. Пользуется авторитетом среди сержантского и рядового состава. Требовательный к себе и к подчинённым.


Участник войны с 7.7.41г. по 25.11.42 г. в составе 141 сапёрного батальона 33 отдельной сапёрной бригады Ржевского направления в должности командира сапёрного отделения. В боях за село Жеребцово Ржевского направления был легко ранен. 25.11.42 г.».

В годы Великой Отечественной войны территория вокруг Хлепеня стала ареной ожесточенных боев. Хлепень была занята противником в октябре 1941 года при наступлении немцев на Москву. «До Москвы оставалось около 200 км. Как известно, немцы подошли к столице на расстояние 23 км от Кремля. Потом, в ходе контрнаступления с 5 декабря 1941 года фашистские орды были отброшены на 150–200 км. Все это время отец был в боевых частях, более точного представления, где и как он участвовал до боев у села Жеребцово у нас нет» – говорит сын героя Великой Отечественной войны.


В августе 1942 года части 20-й армии Западного фронта вышли на противоположный деревне Хлепень берег Вазузы в ходе Погорело-Городищенской армейской наступательной операции, являвшейся частью Ржевско-Сычёвской наступательной операции, но форсировать реку, так и не смогли… Наступление возобновилось лишь 25 ноября 1942 года в ходе операции «Марс». Деревня Хлепень, в 5 км восточнее села Жеребцово, была освобождена в ночь на 1 декабря, главным образом, силами 150-й и 148-й стрелковых бригад 8-го гвардейского стрелкового корпуса 20-й армии.


Одновременно части корпуса ведут бои в районе деревень Холм, Талица, Жеребцово. После окончания операции части корпуса продолжают вести кровопролитные бои на этом же направлении. С 3 марта 1943 года 8-й гвардейский стрелковый корпус участвует в Ржевско-Вяземской наступательной операции 1943 года. Части корпуса участвуют в освобождении города Сычёвка. Это произошло 10 марта 1943 года. «Была освобождена и родина отца, но он уже был на пути к победе в своей 33-й (осапбр) саперной бригаде, до которой еще было более двух лет. К сожалению, мы были малы и не любопытны, а отец немногословен, да и не любил он рассказов про войну! Знаем только, что награда за бои под Жеребцово его нашла только в феврале 1945 года. Так что можно сказать, он был все четыре года войны и еще год, до осени 1946 года тем же старшим сержантом, которого мы знали, старшиной в своем саперном отделении. Незаметным, надежным упорным и отважным бойцом и командиром», – повествует рассказчик.


В 1946 году 38-летнего отца профессора Иванова мобилизовали. Пока он отважно защищал рубежи Родины, его жена с четырьмя детьми ютились по маленьким домам у родных, поскольку «добротные дома» заняли немцы, выселив жильцов в хлев, сараи и землянки. Так продолжалось 500 дней. Временами глава семьи был совсем близко, но вернуться к родному очагу, чтобы хоть одним глазком увидеть и обнять тех, кто дорог и любим, он никак не мог…


В оккупации умерла его дочь Ольга, а также родители – отец Фёдор и мама Анна: «Все в один год…, когда отец бился буквально рядом! Какие-то 30 километров! И много других односельчан погибло из родной деревни и окрест. Это был очень густонаселенный край Смоленщины, на каждые 2-3 км обязательно была деревня. А город был всего один – Сычёвка со времен Екатерины II, с 1776 года».


По боевому пути 20-й армии Западного фронта и по всем документам, связанным с подвигом Иванова, можно сказать, что он попал в армию в период формирования самой армии с 3 июля по 7 августа 1941 года, а потом войска отступали до декабря месяца 1941 года до Химок под Москвой. Затем было зимнее победоносное наступление в район Волоколамска-Ржева (5–8 декабря 1941 г.). Далее – первая и вторая Ржевско-Сычёвская операция, освобождение родных мест. «Если он был в составе 20-й армии всю войну, что очень вероятно, он заканчивал войну в Польше, в районе города Кракова. Такая военная история... Пять лет на фронте, оторванный от семьи, без возможности поддержать, помочь. А при оккупации с октября 1941 года по 10 марта 1943 года отец вообще не получал вестей из родного дома. Увы, мы, дети, родные так и не сумели записать все это», – сожалеет сын отважного героя.


После возвращения с фронта в семье Ивановых родилось еще три сына: Иван, Фёдор и Василий. «Имена в честь прадедов, дедов, отца (Фёдор), и родных братьев отца (Ивана, Василия). Все братья служили, воевали. Вот наша семья в 1957 году в пос. Новодугино Смоленской области. Мама, папа, тетушка – сестра мамы (стоит) и шестеро сыновей: Владимир – старшина пограничных войск – 22 года, Александр – 24 года, Евгений – 20, Иван – 10, Василий – 5, я Фёдор – 8 лет между мамой и папой» – глядя на черно-белое фото, вспоминает потомок героя Великой Отечественной войны.


«Видел я отца, но писать о нем сложно»


Сочетание «Фёдор Фёдорович» в роду Ивановых было традиционным и почетным. Об этом, конечно, не без гордости поведал наш рассказчик: «Фёдор Фёдорович Иванов был вторым сыном из четырех в крестьянской семье. Именно он имел колоссальное сходство со своим отцом Фёдором (а у дедушки отец был тоже Фёдор)».


Говоря об отце, Фёдор Фёдорович подчеркивает, что он прожил большую трудовую жизнь, был спокойным, уравновешенным, работящим, сильным, здоровым. И если бы не производственный несчастный случай, точно прожил бы до 90 лет! «Размер его обуви начинался с 46-го, одежды – 58-го. Рост был около 180 см, как собственно у всех братьев Ивановых. Как ни странно, больше всех других из родных, кроме матери и ее родной сестры тети Пани, которая была практически всегда до своего ухода второй мамой всем нам, знал, видел я отца. Но писать о нем сложно…Он как-то незаметно участвовал во всех делах семейных в мое уже осознанное время, так аккуратно рулил семейным кораблем, не вмешиваясь особенно в действия матери, которая с нами была круглые сутки. Отец был то на работе, он являлся бригадиром на очень вредном производстве в промкомбинате (шаповальный цех – валяли валенки), то в делах домашних: сенокос, рубка дров, стройка, уход за скотиной. Но когда вся семья собиралась за общим столом с огромным чугуном картошки, немудреной деревенской снедью, за большим самоваром, авторитет отца, его спокойствие приводило все случающиеся бытовые завихрения и неурядицы детей в порядок. И становилось мирно и спокойно. Он говорил мало, но убедительно, как-то даже про себя, но до всех нас доходило и очень быстро. Отец каждый день подолгу слушал радиоприемник, иногда все вместе смотрели маленький, с линзой, телевизор. Любил слушать военные музыкальные произведения, сам хорошо пел баритоном русские задушевные песни. С мамой они были прекрасным дуэтом любого семейного праздника, и всегда подключались к застольному хору родственников» – вспоминает он.


В октябре 1969 года умерла супруга. И отец Фёдора Фёдоровича совсем сник, хотя ему было всего 61 год. В то время их сын получал высшее образование в Харьковском университете: «На каникулы приезжал к тете Пане в Новодугино, навещал и родителей. Но недолго, потому что на каникулах я был либо в стройотрядах, либо на военных сборах. Апрельским днем 1972 года пришла телеграмма: умер отец. Я не мог взять в толк, что значит, умер, если в ноябре 1971 года он приезжал на мою студенческую свадьбу прямо в Харьков, приглянулся всем своим богатырским видом, шутил, балагурил, знакомился со всеми, прошло всего четыре месяца и вдруг, УМЕР!»


«Мы окончательно осиротели!»


В дождливое рабочее утро 7 апреля 1972 года Фёдор Фёдорович шел привычным маршрутом пешком на работу через весь город (около 5 км). «Земля дышала влагой, дождь смывал зимнюю грязь, было скользко, сыро и ветрено. На подходе к работе он заметил поперек тропинки, ведущей к его складу, провод, лежащий на земле. И не обратил внимания, что это провод от трубостойки, через которую от столба по проводу подавалась электроэнергия в склад. Так трагически погиб наш замечательный и добрый трудяга-отец. Мы окончательно осиротели, тогда мне было 20 лет» – продолжает он.


«Нам осталась только память»


«За последующие пятьдесят лет до 2020 года мы потеряли и старших братьев. И остались втроем, послевоенные дети. Однако мы свято соблюдаем традиции своего отца и нашей семьи. С 1977 года мы, несмотря на то, что находимся в разных концах земли, кроме самого младшего брата, живущего на малой родине, в с. Новодугино Смоленской области, уже 43 года подряд собираемся на родине в День Победы. Вот только ныне, 44-я встреча, по известным причинам, с 3 мая перенесена нами на начало августа. И она будет!» – уверенно заявил Фёдор Иванов.


День Победы


Ученый СурГУ признается, что в этот день ветеран Великой Отечественной войны Фёдор Фёдорович Иванов выглядел особенным образом. Он надевал награды и обязательно встречался с друзьями-фронтовиками. Они негромко разговаривали, выпивали за Победу, за погибших на фронте или ушедших из жизни уже после войны, чаще всего от последствий боевых ранений.


Вот уже 75 лет прошло со Дня Победы. С каждым годом ряды ветеранов редеют. Ушел безвременно и отец Фёдора Фёдоровича


В родном селе семьи Ивановых стоит обелиск в честь Победы. «9 мая проходит митинг, даже Аллея Героев Советского Союза в селе есть, а также памятник испанцам-добровольцам, которые участвовали с нашими войсками в войне. Вот и внук мой Александр у мемориала «Вечный огонь», – сообщил ученый Политехнического института СурГУ.



В наше время все более почитаемой становится акция «Бессмертный полк» по сохранению личной памяти о поколении победителей Великой Отечественной войны. Так, в 2019 году на шествие вышли порядка 10 миллионов человек. Фёдор Иванов призывает каждого чтить подвиг своего народа, своих отцов, дедов и прадедов, многие из которых отдали свою жизнь ради мирного неба и светлого будущего новых поколений!


Автор: Дарья Вейраух

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ИНФОРМАЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предложитьновость

  • Файл
Пресс-службе сургу Файл прикреплен!
Отправить
Главный корпус

628403, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, пр. Ленина, 1

Приемная:

(3462) 76-29-00

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-77

Первый корпус (блоки А, Б, Г)

628408, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энергетиков, 22

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-77

Корпус УНИКИТ (блок В)

628408, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энергетиков, 22

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-61

Гуманитарный корпус

628408, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энергетиков, 8

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-31-43

СК "Дружба"

628403, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 9А

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-31-17

Общежитие № 1

628403, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Рабочая, 31/2

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-51

Общежитие для студентов и профессорско-преподавательского состава

628406, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. 30 лет Победы, д. 60/1

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 21-05-91

Новости из этой же категории

Стартап – тур 2024


3 апреля 2024

Стартап – тур 2024