Размер шрифта
Цветовая схема
Интервал между буквами
Шрифт
Изображения

21
нояб.
2019 год
Высшее образование: бег на месте или с места в карьер

Студентам Образование Наука

Можно ли применить производственную систему Toyota в нашем вузе и что для этого нужно сделать? Какого рода взаимоотношения должны быть между системой образования, государством, работодателями и студентами? На эти и многие другие животрепещущие вопросы 14 ноября постарался ответить доктор экономических наук, профессор Александр Грошев во время открытой лекции. Она прошла на шестом этаже главного корпуса, в так называемой Точке кипения, ставшей с недавних пор едва ли не самым популярным местом Сургутского госуниверситета.

Желающих послушать лекцию оказалось не так много, как хотелось бы, зато далеко не праздный вопрос о будущем Сургутского классического университета, судя по дальнейшей ответной реакции, заинтересовал их по-настоящему. В начале своего выступления Александр Романович честно предположил, что далеко не всё, о чём он станет говорить, будет бесспорной истиной, и любезно предложил слушателям смело прерывать его, спорить, задавать острые вопросы. Преподаватели и студенты не замедлили воспользоваться предоставленной возможностью.

Нынешняя трансформация высшего образования и всего что с ним так или иначе связано кого-то раздражает, кого-то заставляет крепко задуматься, а кто-то без лишних телодвижений просто присоединяется к реформаторам. Прекрасно понимая это, профессор не мог обойти стороной историю вопроса как таковую. Да, к началу 60-х годов ХХ века высшее профессиональное образование в СССР было, возможно, лучшим в мире. И потеря этого превосходства ощущается до сих пор, причем чуть ли не на генном уровне. Однако причины, по мнению Грошева, следует искать не в содержании образования и формах его передачи студентам, а во взаимодействии государства и университетов, то есть в модели образования. Тут-то, как чёрт из табакерки, и выскакивает основной вопрос, который российское общество пытается сегодня решить: какая именно модель нам нужна?

Пройдясь по философским представлениям о том, что такое обучение в природе и в человеческом коллективе, какие виды знаний бывают, в чем отличие формализованного знания от субъективного, лектор констатировал: надо понимать, что технология формализации знаний существенно влияет на то, что происходит в дальнейшем с обучением. «От изобретения письменности до распространения грамотности прошло пять тысяч лет, — четко обосновал свою мысль Александр Романович. – От изобретения книгопечатания до включения книг в образовательный оборот прошло сто лет. 9 января 2007 года Стив Джобс представил первое устройство, в котором были объединены сенсорный экран, интернет, видео, музыка и почта. А в этом, 2019-м, году уже продан один миллиард смартфонов. До конца года, возможно, продадут еще триста тысяч. Видите как они проникли в жизнь масс?! Это настоящая революция! Почему? Потому что, во-первых, сегодня произошло взрывное увеличение объема формализованной информации. А во-вторых, в смартфонную эпоху отсутствует функция контроля за верификацией формализованных знаний. Следствием этого стал тот бесспорный факт, что важнейшими навыками, обеспечивающими наше выживание, в «смартфонную эпоху», стали поиск и верификация информации».

Еще одно следствие – стремительное сокращение времени преобразования знания в товар: как уверяет профессор Грошев, среди самых богатых людей мира – те, кто продает исключительно знания. Возникла масса всякого рода тренингов и коучингов, где коучинг (англ. coaching) – это метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. Передача опыта и знаний по сути своей – та же ярмарка. Преподаватели, тренеры продают свой интеллектуальный товар.
В таком случае встает вопрос: чем же должны заниматься российские университеты? Речь фактически идет о том, что наше образование буквально обязано перейти от «массового производства дипломов» к штучной подготовке специалистов. То есть необходимо выстроить индивидуальную траекторию получения знаний, в том числе дистанционно (онлайн), потому что каждый студент преследует свою, особую цель! А это значит, что высшему профессиональному образованию нужна другая производственная модель. Какая? Более чем 35-летний опыт показал, что одна из лучших моделей перехода от массового, конвейерного производства к штучному – это Toyota production system. Задача – создание конкурентоспособных продуктов в необходимом количестве, в точно установленные сроки и с наименьшими затратами ресурсов. Это и есть главный принцип системы Toyota.

Как известно, цель любого производства – формирование специалиста, способного выполнять трудовые функции. Но как тогда быть с другими ценностями, которые формирует образование? Ведь есть же условия, без реализации которых достижение цели лишено смысла: здоровый образ жизни, например, знание иностранных языков, а также фундаментальные знания в некоторых областях... А это уже тема другой лекции, на которой предстоит окончательно понять, что лучше – бег на месте или с места в карьер.

Автор: Сергей Ильиных

Фото: Ксения Радионова

Предложитьновость

  • Файл
Пресс-службе сургу Файл прикреплен!
Отправить
Главный корпус

628403, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, пр. Ленина, 1

Приемная:

(3462) 76-29-00

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-77

Первый корпус (блоки А, Б, Г)

628408, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энергетиков, 22

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-77

Корпус УНИКИТ (блок В)

628408, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энергетиков, 22

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-61

Гуманитарный корпус

628408, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энергетиков, 8

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-31-43

СК "Дружба"

628403, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 9А

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-31-17

Общежитие № 1

628403, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Рабочая, 31/2

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-51

Общежитие для студентов и профессорско-преподавательского состава

628406, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. 30 лет Победы, д. 60/1

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 21-05-91

Новости из этой же категории

Чем опасен интернет?


25 октября 2019

Чем опасен интернет?