Размер шрифта Цветовая схема
Интервал между буквами

13
март
2018 год
Время неравнодушных

Инклюзия

Каждый человек, независимо от религиозной принадлежности, социального статуса и психофизиологического здоровья имеет право на достойную жизнь, самореализацию и качественное образование. Последнему пункту, кстати, уделяется сегодня особое внимание. В законе «Об образовании РФ» (ст. 2 п. 27) существует такое понятие, как «инклюзивное образование», то есть обеспечение равного доступа к образованию всех учащихся с учетом их потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование в нашей стране стало активно привлекать к себе внимание еще десять лет назад, когда Россия подписала международную конвенцию о заботе граждан с ограниченными возможностями здоровья. В нашем регионе и в частности в университете этому вопросу уделяется особое внимание, что не может ни радовать, — сказал доктор педагогических наук, профессор СурГУ Филипп Рассказов.

Благодаря знаниям и опыту работы Рассказова в области инклюзивного образования, в Сургутском госуниверситете год назад открылся Центр инклюзивного образования. Надо сказать, здесь трудятся исключительно профессионалы, люди с большим сердцем и доброй душой. Они ежедневно помогают студентам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) социализироваться и адаптироваться в обществе, а также оказывают им содействие в трудоустройстве.

С трудоустройством выпускников нам активно помогают Центр карьеры СурГУ и Сургутский центр занятости населения. Также для старшекурсников мы организуем экскурсии по предприятиям, где они ближе знакомятся с производством и будущими профессиями, а также имеют возможность пройти там практику. И если повезет, после окончания университета студент с инвалидностью сможет стать частью их дружной команды, — продолжает свой рассказ профессор.

Сегодня в СурГУ проходят обучение 38 человек с инвалидностью и ОВЗ по следующим специальностям: юриспруденция, информационные системы и технологии, экономика, лечебное дело, педиатрия, физическая культура, электроэнергетика/электротехника, психология, лингвистика, экология и природопользование.
Конечно, и десять, и двадцать лет назад в университете обучались люди с ограниченными возможностями здоровья, но с появлением доступной среды и Центра инклюзивного образования жизнь у них значительно улучшилась и облегчилась. И в этом заслуга ректора Сергея Косенка, который делает все для того, чтобы университет соответствовал всем требованиям и стандартам качества.

Так, здание СурГУ оборудовано по последнему слову техники: здесь есть пандусы, специальные подъемники, поручни, грузовые лифты, рампы, тревожные кнопки, тактильная плитка. Для студентов с нарушениями зрения в свое время были закуплены видеоувеличители, лупы, а для слабослышащих — индукционные петли.

— Мы делаем все для того, чтобы жизнь наших особенных студентов была легкой и комфортной, чтобы они чувствовали себя наравне со всеми. И если у них возникают какие-то сложности, мы по возможности стараемся их решить, — сказала специалист центра инклюзивного образования Ольга Муллер.

Кроме того, сотрудники центра помогают учащимся справиться с психологическими барьерами, оказывая им всестороннюю помощь и поддержку. Они сопровождают своих подопечных, дают им дельные советы и рекомендации, организуют для них различные культурные мероприятия, мастер-классы, экскурсии. Кроме того, студенты с инвалидностью и ОВЗ получают в СурГУ льготы и социальные стипендии.

— Специалисты нашего центра ежемесячно обновляют базу данных, курируют списки студентов с ОВЗ и инвалидностью и с учетом всех рекомендаций, индивидуальных программ реабилитации определяют для них оптимальные условия обучения, — рассказывает специалист центра инклюзивного образования Ольга Пригода.

— Если говорить о внешних проявлениях, то зачастую при поступлении в вуз абитуриент с инвалидностью ведет себя скромно, ведь многие из них ранее были на домашнем обучении. Поэтому для многих период адаптации проходит непросто. Наша же задача — помочь им справиться со всеми сложностями. Хочу заметить, что эти дети очень добрые, открытые, энергичные, активные, а сколько в них творческого потенциала, порой просто диву даешься. Правильно говорят, если господь обделил людей здоровьем, то он обязательно вложил в них какой-то талант. Наши студенты, например, и картины пишут, стихи, музыку, есть даже среди них и титулованные спортсмены-паралимпийцы. Они все наша гордость.

Но если психологический барьер студенты преодолевают относительно быстро, то над языковым им приходится долго и усердно работать. А помогает им справляться с этими трудностями сурдопереводчик Центра инклюзивного образования Ирина Баянова. Имея за плечами богатый опыт работы с детьми, у которых имеются ограничения по слуху, Ирина Геннадьевна и сегодня помогает студентам чувствовать себя полноценными членами общества.

— В университете я помогаю создавать диалоговое пространство между слабослышащими студентами и преподавателями. Моя задача максимально точно изложить жестами речь преподавателя, чтобы студент уловил смысл материала. Но здесь возникают некоторые трудности, в силу недостаточной начитанности детей, плюс ко всему сложный научный текст, терминология, которая сложна для восприятия. С каждым днем учащиеся с нарушениями слуха проявляют больший интерес к учебе, они тянутся к знаниям. Это хороший показатель, значит мы работаем не зря. Если мы хоть одному особенному ребенку поможем стать чуть ближе к своей мечте, для нас это будет лучшей наградой.

Перспектива будущего

На сегодняшний день в приоритете Центра инклюзивного образования — сетевое взаимодействие. В связи с этим Сургутский госуниверситет начал активно и плодотворно сотрудничать с различными организациями и ведущими вузами Москвы. Среди них Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана и Московский государственный психолого-педагогический университет. Совместными усилиями были организованы и проведены курсы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава СурГУ.

Что же касается планов на будущее, то запланировано проведение с ведущими московскими вузами совместных мероприятий, научно-практических конференций и семинаров в области инклюзивного образования, развития новых форм межвузовского сотрудничества, в том числе при использовании дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. В рамках совместных проектов планируется открыть площадку для апробации современных технических средств реабилитации в инклюзивной среде и реализовать проект по созданию интерактивных учебных пособий.

Управление общественных связей и информационно-издательской деятельности

Предложитьновость

  • Файл
Пресс-службе сургу Файл прикреплен!
Отправить
Главный корпус

628403, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, пр. Ленина, 1

Приемная:

(3462) 76-29-00

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-77

Первый корпус (блоки А, Б, Г)

628408, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энергетиков, 22

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-77

Корпус УНИКИТ (блок В)

628408, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энергетиков, 22

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-61

Гуманитарный корпус

628408, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энергетиков, 8

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-31-43

СК "Дружба"

628403, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 9А

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-31-17

Общежитие № 1

628403, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Рабочая, 31/2

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-51

Общежитие для студентов и профессорско-преподавательского состава

628406, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. 30 лет Победы, д. 60/1

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 21-05-91

Новости из этой же категории

Создаем инклюзию


10 октября 2018

Обучающий семинар «Организация работы с детьми ОВЗ и оказание первой медицинской помощи»


5 декабря 2016