В СурГУ учат генерировать идеи и прокачивать скилы
Размер шрифта
Цветовая схема
Интервал между буквами
Шрифт
Изображения
Личный кабинет абитуриента

1
апреля
2022 год
В СурГУ учат генерировать идеи и прокачивать скилы

Образование

В этом году Сургутский госуниверситет, который является площадкой Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей Югры, запустил образовательные программы годового цикла по пяти кластерам: «Агробиотехнологии и технологии живых систем», «Биомедицинские системы и генетические технологии», «Информационная безопасность, искусственный интеллект», «Научная медиажурналистика и новые медиа, кросс-культурная коммуникация» и «Промышленный инжиниринг». Образовательный маршрут включает систему разноуровневых модулей для школьников.

С точки зрения инженерной педагогики современный промышленный инжиниринг – это комплексная сфера деятельности, предполагающая владение: технологическим маркетингом (умение анализировать проблему, выявлять потребности заказчика, находить решения и определять требования к объекту проектирования), инженерным делом (умение создавать и обосновывать концепцию, определять этапы инженерно-технического проекта, разрабатывать прототипы проекта в виде моделей, рабочих макетов, опытных образцов), управлением проектами (владение навыками формирования и организации проектных команд, планирования работы по достижению целей и задач проекта, оценка результатов), профессиональной сферой (выполнение конкретных действий в рамках профессиональных компетенций). На интенсивах же происходит сборка компетенций и формирование комплексного представления об инжиниринге, которое в профессиональных кругах называют профессиональным мышлением.

Так, в рамках программы круглогодичных инженерно-технических школ СурГУ прошла лекция, посвященная созданию инжиниринговых проектов. Их, к примеру, можно оформить с помощью специальной программы Miro.com. Это российская платформа для совместной работы команд с выходом на международный рынок. К слову, ее активными пользователями уже являются свыше 15 миллионов человек, а сегодня эти технологии осваивают школьники Югры.

- Работаем с нуля. Пять кейсов предложили мы, еще пять инициировали школьники. Среди них и умное зеркало, и система хранения, очиститель загрязнений мирового океана, альтернативная энергетика, агропоника, комфортная городская среда для людей с ОВЗ, виртуальная реальность и другие. Задача участников – составить дерево текущей реальности, выявить и проанализировать проблему, найти прорывное компромиссное решение с помощью метода «грозовой тучи» Голдратта, определить объект проектирования и набор компетенций для реализации проекта. Проблемы могут быть разные, но решение обязательного должно быть инженерно-техническим, – сообщил главный идеолог проектного интенсива, доцент, заведующий кафедрой радиоэлектроники и электроэнергетики Виталий Рыжаков.

Окончательное решение по запуску перспективных идей будет принято на фестивале проектов, который состоится уже в эту субботу 2 апреля. А пока, освоив теорию, ребятам предложили сыграть в профориентационную игру по формату «Digital Craft». Этому был посвящен третий день интенсива. В чем же суть игры? Разбившись на команды по пять-шесть человек в каждой и выбрав одну из шести компетенций, среди которых: электроника и электротехника, интернет-инженерия и программирование, компьютерные сети, моделирование и прототипирование, интернет-маркетинг, промышленная безопасность, участники должны были создать медицинского робота. У каждой группы своя роль – одни занимались пайкой и проверкой платы, другие собирали на ней схемы и тестировали компоненты, третьи настраивали сервера и приложения, остальные проектировали эмблемы, формировали контент и изучали методы оценки безопасности. Результатом же этой масштабной работы должен стать набор навыков, которыми необходимо было овладеть роботу Беймаксу, а именно: научиться говорить и распознавать людей, измерять у них температуру, пульс, выводя эти данные на сервер IoT. А самое главное, школьники должны были предложить концепцию применения такого робота в реальной жизни. Лучше всего с этим справилась сборная команда школьников из Лянтора и Мегиона, которая стала победителем профориентационной игры и обладателем денежного приза.

- Огромное желание победить, а также грамотное распределение функций между участниками позволило достичь желаемого результата. Я отвечал за презентацию и публичную защиту проекта. Кстати, именно прокачать свои коммуникативные навыки было основной целью моего участия в интенсиве. Я научился работать в команде, генерировать идеи и презентовать их, хотя опыта в этом деле у меня не было по сравнению с остальными ребятами. В общем я доволен полученным результатом, – поделился впечатлениями лидер команды-победителя, ученик 9-го класса средней общеобразовательной школы № 4 г. Лянтора Владимир Уланов, который по достоинству оценил и Сургутский государственный университет. Если раньше молодой человек был уверен, что будет поступать в высшее учебное заведение в Самаре, то после увиденного в стенах СурГУ – задумался. В любом случае у него есть еще два года на раздумье.

Освоив Hard skills или «жесткие» навыки, самое время прокачать «гибкие» – soft skills. Сегодня мир диктует новые правила, где обучающемуся необходимо уметь решать нестандартные задачи, генерировать идеи, создавать ассоциативные связи между потоками информации и сферами знаний. Более того, приоритетной задачей школьного образования стало развитие функциональной грамотности учащихся, одним из компонентов которой с 2021 года является креативное мышление.

- Креативность – входит в топ-3 навыков будущего, является одной из ключевых компетенций в «Системе 4К» (креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация), без которых современному подрастающему поколению будет чрезвычайно сложно реализовать себя в обществе. Поэтому для нас важна коммуникация, командная работа, работа с информацией, генерация и презентация идей. И такой набор скиллов не случаен, ведь при проектировании программы мы опирались на популярные конкурсы и олимпиады, в которых предстоит участвовать школьникам. Поэтому каждый трек органично совмещает предметно-содержательный и метапредметный компоненты, – рассказала кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования Института гуманитарного образования и спорта СурГУ и по совместительству эксперт региональных и муниципальных этапов «Шаг в будущее», «Педагогический потенциал Югры», разработчик курсов повышения квалификации для педагогов автономного округа, за плечами которого свыше полусотни научных публикаций по развитию креативности Юлия Варлакова.

Три с половиной часа в рамках мероприятия «Таланты-2030» югорские школьники погружались в креативную среду, где не было правильных ответов, а все барьеры были сняты с помощью оригинального мышления, фантазии и воображения. Спикер познакомила ребят не только с современными эффективными техниками генерации, совершенствования и оценки идей, но и предложила применить полученные навыки на презентации проектов. В эту субботу, 2 апреля, у них как раз будет такая возможность. Ведь креативность – это про разрыв шаблонов. Придумать и реализовать так, как до этого не делал никто!

Автор: Эльвира Галиханова
Фото: Ксения Радионова

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ИНФОРМАЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предложитьновость

  • Файл
Пресс-службе сургу Файл прикреплен!
Отправить
Главный корпус

628403, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, пр. Ленина, 1

Приемная:

(3462) 76-29-00

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-77

Первый корпус (блоки А, Б, Г)

628408, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энергетиков, 22

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-77

Корпус УНИКИТ (блок В)

628408, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энергетиков, 22

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-61

Гуманитарный корпус

628408, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энергетиков, 8

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-31-43

СК "Дружба"

628403, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 9А

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-31-17

Общежитие № 1

628403, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Рабочая, 31/2

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-51

Общежитие для студентов и профессорско-преподавательского состава

628406, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. 30 лет Победы, д. 60/1

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 21-05-91

Новости из этой же категории