Концепция применения бионического подхода (с интеграцией нейросетевых инструментов) при формировании компетенций проектной деятельности выпускников вузов

Руководитель проекта
Чуланова Оксана Леонидовна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры государственного и муниципального управления и управления персоналом Института экономики и управления СурГУ
Грантодатель:
Российский научный фонд
Сроки реализации:
2025–2026 гг.
Аннотация проекта:
Актуальность интеграции бионического подхода в образовательную деятельность обусловлена тем, что он создает возможности успешно соединять кадровые и технологические компетенции, получая на выходе идеально сфокусированные результаты, позволяет повышать производительность операционной деятельности и увеличивать внедрение инноваций и управлять талантами.
Бионический подход является одним из самых современных и перспективных направлением исследований и все чаще применяется в самых различных научных сферах. Безусловно, что логика применения бионического подхода очевидна в области естественных и технических наук, таких как, биофизика, биохимия и биоинформатика. Однако, последнее время появляются результаты междисциплинарных исследований на основе данного подхода в области наук об обществе. Появляются результаты исследований применения данного подхода в управлении экономикой.
Современное образование должно соответствовать потребностям рынка труда и готовить выпускников к успешной профессиональной карьере. В рамках нашего проекта разрабатывается концепция формирования проектных компетенций у выпускников вузов с применением бионического подхода, чтобы обеспечить им конкурентное преимущество при поиске работы и в последующей профессиональной деятельности.
Проектные компетенции, такие как эффективно решать задачи в тесном взаимодействии с инструментами искусственного интеллекта умение планировать, координировать, реализовывать и оценивать проекты, играют важную роль в современном бизнес- и технологическом окружении. Они позволяют выпускникам вузов активно участвовать в разработке и внедрении инноваций, принимать участие в командных проектах и проявлять лидерские качества. Формирование проектных компетенций является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов, и их наличие значительно повышает их привлекательность для работодателей.
Проект направлен на разработку комплексного подхода к формированию проектных компетенций у выпускников вузов. Он включает в себя анализ существующих методик и подходов к обучению проектной деятельности, адаптацию лучших практик и инструментов проектного менеджмента к специфике высшего образования. Одновременно проект учитывает изменяющиеся требования и ожидания работодателей, анализирует рынок труда и определяет ключевые компетенции, которые требуются для успешной карьеры выпускника.
Научная новизна проекта состоит в разработке концепции и модели применении бионического подхода при формировании проектных компетенций, комплексном исследовании области формирования и развития проектных компетенций у выпускников вузов. Проводится исследование возможности применения нейросетевых инструментов при реализации проектной деятельности. Путем анализа международного опыта и лучших практик, проект предлагает новые подходы и методы обучения, адаптированные к специфике высшего образования. Также проводится исследование потребностей рынка труда и оценка эффективности формирования проектных компетенций у выпускников. Результаты и рекомендации проекта помогут внедрять нейросетевые инструменты на платформы для реализации проектной деятельности студентов, улучшить образовательные программы вузов, создавая условия для формирования компетенций более конкурентоспособных выпускников, способных эффективно работать в современной проектной среде.












